Часто бывает так, что архитектурное сооружение неизменно ассоциируется с посвященным ему литературным произведением. И Собор Парижской Богоматери или, как его называют французы, Нотр-Дам де Пари, - яркий тому пример.
Когда приближаешься к этому величественному храму, в голове возникают картины из романа Виктора Гюго. И совершенно не хочется слушать голос разума, который напоминает, что никогда не танцевала у его стен красавица Эсмеральда, не звонил в колокола несчастный горбун Квазимодо, а священник Клод Фролло не проворачивал в этих стенах свои темные делишки.
Роман Гюго действительно сыграл в жизни собора знаменательную роль.
Когда книга увидела свет, Нотр-Дам привлек к себе общественное внимание. Собор начали реставрировать, восстанавливать и превратили в итоге в культовую достопримечательность.
Между тем, собор имел богатую историю и до творения Гюго. Строили “Парижскую даму”, как ее называют, не один год и даже не один век. Собор был возведен в период с XII по XIV столетие. За это время неоднократно менялись вкусы и представления об эталонах. Именно поэтому облик собора сочетает в себе сразу несколько стилей.
Так, своей нижней частью он походит на романтическую церковь, а в верхней прослеживаются готические нотки. Сочетание, надо сказать, получилось уникальным. Может быть, именно поэтому собор восхищает и завораживает по сей день.
Испытаний на его долю выпало тоже немало. Ему довелось быть безмолвным свидетелем самых разных исторических событий. Некоторые чуть не стоили ему жизни. Например, во время Великой французской революции, когда был провозглашен Культ разума, собор едва не разрушили.
Были выбиты витражи, переплавлены купола, разрушены скульптуры на фасаде. В таком изрядно потрепанном виде собор годился разве что для склада, в который его, собственно, и превратили отчаянные революционеры. Вернул собору первоначальный статус Наполеон Бонапарт, который не только приказал заново освятить Нотр-Дам, но и пожелал там короноваться.
Переживая периоды взлетов и падений, Нотр-Дам все-таки выстоял и предстал перед взором современных парижан. При этом ему удалось сохранить радушие и гостеприимство. Двери собора открыты для прихожан, которые хотят увидеть восстановленные витражи, послушать звуки старинного органа, прикоснуться к культовым христианским реликвиям или поприсутствовать на службе.
А если Вы располагаете временем, не поленитесь подняться на крышу собора в галерею Химер. Оттуда открывается потрясающий вид на Париж - ничуть не хуже, чем с Эйфелевой башни. Кроме того, Вы сможете вблизи увидеть элементы фасадного декора.
Не останутся разочарованными и любители загадать желание. Считается, что если подержаться за кольцо на воротах собора, можно решить финансовые проблемы. Насколько этот метод работает, сказать трудно. Но проверить труда не составит. Для этого просто надо отправиться в Собор Парижской Богоматери.